Популярная пионерская песня Весёлое звено. Слова С. Михалкова, музыка М. Блантера, 1937 г.
Текст
По улице шагает
Весёлое звено,
Никто кругом не знает,
Куда идёт оно.
Друзья шагают в ногу,
Никто не отстаёт,
И песни всю дорогу
Тот, кто с нами, тот поёт:
Припев:
Если песенка всюду поётся,
Если песенка всюду слышна,
Значит, весело всюду живётся,
Значит, песенка всюду нужна!
По улице широкой
Мы с книжками идём,
На улице – высокий
Просторный новый дом.
Мы входим в нашу школу,
Мы входим в светлый класс,
И с песенкой весёлой
Все друзья встречают нас.
Припев.
Таким друзьям на свете
Не страшно ничего:
Один за всех в ответе,
И все за одного.
А если кто споткнётся,
В дороге упадёт,
Он встанет, улыбнётся
И по-прежнему споёт:
Припев.
И можно все на свете
Дороги обойти –
Дружнее нас не встретить,
Счастливей не найти.
И нет страны сильнее,
Чем та, где мы живём.
Давайте же дружнее
Нашей Родине споём:
Припев.
Видео
На видео песню «Веселое звено» исполняет Большой детский хор ЦТ и ВР. Музыка Матвея Блантера, слова Сергея Михалкова. Солисты — Таня Мелёхина и Олег Касьянов. 1978 год. Художественный руководитель и главный дирижер — Виктор Сергеевич Попов.
История песни
Это стихотворение, впервые напечатанное в газете «Комсомольская правда» (1937, 1 сентября) и в журнале «Вожатый» (1937, №10) вместе с нотами композитора М.Блантера, стало одной из любимых пионерских песен. В книгу поэта «Мои стихи» (М., 1938) вошло под названием «Песня веселого звена».
Текст песни в разных исполнениях «модифицировали».
Например, второй куплет первоначально был такой:
Друзья идут купаться —
И плавать и нырять,
На пляже кувыркаться,
Играть и загорать.
И можно все дороги
На свете обойти, —
Дружней звена не встретить,
И счастливей — не найти.
А этот куплет поётся редко (напр., анс. п/у В.Локтева):
По улице широкой
Мы с книжками идём,
На улице — высокий,
Просторный новый дом.
Мы входим в нашу школу,
Мы входим в светлый класс,
И с песенкой весёлой
Все друзья встречают нас.
Эту песню знает каждый пионер. Хотя она называется «Веселое звено», ее поют не только звенья, но и отряды, и дружины, и большие детские хоры.
Не одно поколение прошло с ней пионерским строем, и каждое считало ее своей. А когда ребята считают какую-нибудь песню своей — это ее лучшая аттестация.
В начале тридцатых годов к известному уже композитору Матвею Исааковичу Блантеру пришел совсем молодой поэт Сергей Михалков. Он еще ничем не был знаменит, на плечах носил шинель, в руках — папку, а в папке — стихи.
Композитор отнесся к стихам молодого автора довольно придирчиво, хотя они сразу привлекли его живостью, свежестью, какой-то особой энергией. Блантер вспоминает, что он изрядно помучил молодого поэта, требуя от него каких-то поправок и доделок. В свое оправдание он говорил, что если молодому поэту простительны мелкие недочеты в стихах, то ему, известному композитору, выходить с этим «на публику» нельзя.
На стихи «Веселое звено» Блантер довольно быстро написал песню. Но она его не вполне удовлетворяла. Было в ней что-то надуманное, не очень естественное, не хватало жизни, а такую песню ребята вряд ли «примут в пионеры».
Так композитор и не показывал и не печатал ее долгое время, а потом и совсем забыл о ней.
Возможно, пионерская песня не получалась у композитора оттого, что ему не хватало своего, собственного жизненного воспоминания.
По улицам шагает
Веселое звено…
— так начинались стихи, а Матвею Блантеру никогда не приходилось маршировать в пионерской колонне. Когда появились первые пионерские отряды, ему было двадцать лет и он уже два года заведовал музыкальной частью театра «Мастфор». «Мастерская Форрегера» — так расшифровывалось это загадочное название (театры в то время надевали на себя модные вывески «мастерских» и «студий»). Режиссером в «Мастфоре» был, естественно, Форрегер, основным автором — поэт и драматург Владимир Масс, художниками — знаменитые впоследствии режиссеры кинематографа Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич. Такое содружество талантливых молодых энтузиастов рождало яркие, злободневные спектакли-памфлеты, в которых высмеивались эксплуататоры, обличались саботажники, мещане всех мастей. Москвичи любили театр, в нем часто бывали Маяковский, Мейерхольд… Блантер работал много: писал музыку к спектаклям, подбирал частушки, сочинял танцы, дирижировал, — и учился, учился, пополнял свое образование, искал собственный композиторский почерк.
Уже в те годы в Москве стали популярны песенки, написанные Матвеем Блантером, и пусть они еще по мастерству были далеки от всенародно известных сегодня песен композитора, их уже тогда отличало одно замечательное свойство — они легко запоминались благодаря мелодичности, простоте и логике построения. Недаром столько песен, созданных композитором десятки лет назад, по сей день живут в народе. Этот удивительный список не нуждается ни в каких комментариях. Давайте вспомним хотя бы некоторые песни Блантера. Из довоенных: «Мальчишка» на стихи Иосифа Уткина, «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе» на стихи Михаила Голодного, «Марш танкистов» (Б. Тимофеев), «Морские волки» (В. Лебедев-Кумач), «Песня о казачке», (С. Алымов), «На просторах Родины чудесной» (А. Сурков), «Катюша», «У колодца» (М. Исаковский).
В военные годы Матвеем Блантером написаны: с Михаилом Исаковским — «До свиданья, города и хаты», «Огонек», «В лесу прифронтовом», «Полюбила я парнишку», «Под звездами балканскими», «Враги сожгли родную хату», с Константином Симоновым — «Жди меня», «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов», с Евгением Долматовским — «Моя любимая».
И еще десятки песен Матвея Блантера, написанных уже в послевоенные и в последние годы, «на слуху» у миллионов советских людей!
Без этих песен трудно представить себе вообще советскую песню. Они — музыкальная летопись нашей истории, они — бойцы в рядах защитников Родины и рядовые в армии строителей нашей жизни.
Блантер пишет много (помимо песен, у композитора есть оперетты «Сорок палок», «На берегу Амура», музыка к театральным постановкам и другие сочинения), но к каждому своему произведению он подходит крайне придирчиво, гораздо строже своих друзей и даже критиков.
Поэтому и «Веселое звено», написанное в начале 30-х годов, опубликовано автором только после войны — в 1947 году!
Тогда долгие годы лежавшая в столе песня снова попала на глаза Матвею Исааковичу. Он сыграл ее как совсем незнакомую, и песня ему чем-то понравилась. Вот добавлены несколько штрихов — музыка стала задорной, свежей. Так часто бывает с забытыми произведениями, когда автор возвращается к ним.
Композитор пригласил Сергея Владимировича Михалкова, который к тому времени стал уже известным писателем. Михалков «прошелся», как говорят, рукой мастера по старым стихам, вернее, заменил-то он в них всего одно словечко в последнем куплете:
И если кто споткнется,
В дороге упадет —
Он встанет, улыбнется…
Вместо «улыбнется» поэт написал «отряхнется» — и это придало песне какую-то особенную живость, настоящую детскость.
К сожалению, во многих изданиях эта поправка отсутствует. Нет ее и в записи на пластинку, которую сделал хор Ансамбля песни и пляски Центрального дома детей железнодорожников.
Но сама запись великолепна, а новинку, которую применил С. Дунаевский, исполняя эту песню, многие слушатели оценили очень высоко. Новинка эта состоит в том, что в песню введен речитатив, вернее — говорок. Например, то самое место:
Он встанет, улыбнется
И по-прежнему споет —
произносит девочка, а хор подхватывает припев:
Если песенка всюду поется,
Если песенка всюду слышна.
Значит, с песенкой легче живется,
Значит, песенка эта нужна.
Поэт Цезарь Солодарь рассказывает, что, когда он был в Берлине в гостях у знаменитого певца-антифашиста Эрнста Буша, хозяин показал ему свою фонотеку. В ней были все пластинки, напетые хором Ансамбля ЦДДЖ.
— Я учился выразительному пению по этим записям, — сказал Эрнст Буш. И в подтверждение своих слов дал гостю послушать «Веселое звено» с его «изюминкой» — введением в песню живой разговорной интонации.
Источник: Весёлое звено // Викторов В., Садовский М. Звонкие судьбы. Москва, 1980.
Песня «Весёлое звено». Ноты
Инструмент: ноты для голоса в сопровождении фортепиано (баяна);
Тональность: фа мажор; Уровень сложности: средний;
Источник: Матвей Блантер. Песни. М., 1978.